Этапы адаптации ребенка из детского дома


Ребенок без семьи – печальное явление. Как бы хорошо не была устроена его жизнь в детском доме, все равно она в определенном смысле ущербна. Познание отношений с людьми должно начинаться с семейных отношений, являющихся главным условием для нормального развития любого человек. Тепло и ласка матери, сдержанная любовь и участие отца во многом определяют будущее человека. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, оказывается лишенным благотворного влияния семьи, и это не может не сказываться отрицательным образом на его последующей жизни.

Не менее грустное явление представляет собой и семья без ребенка. Она также в определенном смысле не полноценна. Дом, где не звучит детский смех, теряет половину своей привлекательности. Немало семей хотят, но не могут иметь детей. Единственным выходом для них является усыновление. И чем раньше это сделано, чем младше усыновленный ребенок, тем легче проходит его адаптация в семье.

Первый период - знакомство

В это время наблюдается повышенное влечение и симпатия друг к другу как со стороны приемных родителей, так и со стороны усыновленного ребенка. Взрослым хочется проявить по отношению к нему как можно больше ласки и заботы. Его одаряют подарками, сладостями, всячески балуют, стараясь компенсировать этой повышенной заботой время его нахождения в приюте.

Ребенок не меньше взрослых доволен своим новым положением. Он отзывчив на ласку приемных родителей, старается услужить им, с готовностью отзывается на все их просьбы. Некоторые дети сразу же называют приемных родителей «мамой» и «папой». В семье царит приподнятое настроение и даже некоторая эйфория. Однако приходит время, когда этот период заканчивается и наступает следующая стадия.

Второй период - возврат в прошлое (регрессия)

Первые впечатления притупляются, праздник заканчивается, эйфория проходит. Начинается обыденная совместная жизнь со всеми ее правилами и обязанностями. Ребенок испытывает уже другие чувства.

Пока был праздник и новизна отношений, он охотно выполнял все принятые в новом доме правила. Теперь пришла пора выполнения их же, только в будничной, обычной жизни, что уже не так интересно.
Кое-что в этой жизни ему может уже не нравиться. Иногда возникает сопротивление заведенным в доме правилам и порядкам, проявляется несоответствие характеров и взглядов на то, как должно быть.

Начинают происходить конфликты. Ребенок ищет манеру поведения, которая может привлечь к нему прежнее внимание взрослых – когда он только появился в доме. Это приводит к резким изменениям настроения и поведения. От веселости и общительности он может резко, без видимых причин, перейти к угрюмости и капризности. Не исключены ссоры с другими детьми в семье (если они есть). Может начинать плакать без особой причины, делать что-то всем назло. Становиться неискренним - настроение и поведение может меняться, когда ребенок думает, что его никто не видит.

Это очень важный, часто болезненный, критический период. Все зависит от того, достаточно ли у взрослых мудрости, терпения и настойчивости, чтобы мягко, без излишней жесткости, заставить ребенка выполнять все, что требуется. Требуется приложить все усилия, чтобы как можно спокойнее и доходчивее объяснить ребенку его обязанности. Что их необходимо выполнять спокойно, без сопротивления и принять как должное. 
Если взрослые ведут себя правильно, наступает третья стадия.

Третий период - привыкание (или восстановление)

Родители замечают, что в настроении их приемного ребенка исчезла напряженность и нервозность, появились спокойствие и рассудительность. Его поведение становится искренним и естественным, полностью соответствующим особенностям характера и адекватным ситуации. Он охотно общается с взрослыми, обсуждает с ними свои дела. Спокойно вспоминает и рассказывает о своей жизни в детском доме. У родителей даже может возникнуть впечатление, что он как-то неожиданно повзрослел. Отношения между приемными родителями и ребенком полностью налаживаются.

Наши дети